Интервью мэра Троицка (Московская область) Виктора Сиднева о том, что обязан описывать собой ученик будущего, какую занятие государству следует забавлять в инновационном развитии страны и зa
Интервью мэра Троицка (Московская область) Виктора Сиднева о том, что обязан предлагать собой «студент будущего», какую занятие государству следует забавлять в инновационном развитии страны и зa каким наукоградом будущее.
Виктор Владимирович, в Троицке вкушать вузы?
К сожалению, нет. теснить физтеховские кафедры, а отдельного вуза нет. Другое дело, что Троицк — наукоград, и в такой инновационной деятельности занятие образования принципиальна. зa годы перестройки в Троицке число ученых сократилась в четыре раза, при этом в новосибирском Академгородке она осталась на том же уровне. Кагда я стал разбираться с этим, оказалось, что доза уволившихся в Новосибирске и Троицке почти одинакова. В Новосибирске эта промоина была заполнена выпускниками, причем большая часть пришедших выпускников уже тожественный уволились, Но зa счет такого постоянного потока сохраняется число сотрудников исследовательских организаций. Это обеспечивает преемственность и дает новые кадры для инноваций: люди, которые поработали в науке, чаще только уходят в инновационные компании. по-этому наличие вуза принципиально, и это то, чем мы безотлагательно занимаемся. Рассчитываем, например, на помощь со Сколковским университетом. Это та задача, которую ставит власть ныне и то, чем я безотлагательно занимаюсь. Для выживания наших научных организаций надо помощь с крупным университетом.
Если мы говорим о выживании научных организаций, то хотелось бы затронуть новый знаменательный задача — о конкуренции…
Как раз инновации — это метода избежать конкуренции. Потому что если вы делаете то, что уже умеют кропать другие, то вы должны это изготовлять лучше, ваша технология должна содержаться лучше, система распределения должна замечаться лучше, логистика должна оставаться лучше, то лакомиться по сути дела вы должны соперничать в бизнес-процессах. А если вы изобретаете вещь кругом новое, вы ни с кем не соперничаете — около вас конкурентов нет, потому что вы единственный, который делает сей продукт. И сообразно такой работа дает вам монополию — не потому что вы сумели монополизировать рынок, а потому что около других этого нет. репутация инноваций в западных экономиках связана то есть с этим: вы можете получить прибыль, большую, чем в конкурентной среде, просто зa счет отсутствия конкуренции.
Вузы должны работать инновационной деятельностью?
На самом деле, это колоссально непростой вопрос. На выше- взгляд, вузы или должны гореть научной и инновационной деятельностью, или делать по системе тово вуза, какой мы купно с вашим ректором окончили в свое время — МФТИ. Отцы-основатели физтеха — Ландау, Капица, Лаврентьев, Семенов, Христианович — выдающиеся ученые тово времени, которые осознали простую вещь: образование, которое существовало в университетах Советского Союза, существовало вразброд от науки, которая делалась в Академии наук и прикладных институтах. Студенты, которые получали такое образование, были неконкурентоспособны.
И в этом случае создали вуз нового типа — это то, что называется сейчас системой физтеха, Кагда студенты с третьего курса отправлялись туда, где делалась наука. И студенты причинность понимали нужда такого образования: в 1955 году на физфаке МГУ была забастовка студентов — они требовали возвратить на факультет Ландау, которому в то время запретили вдохновлять на физфаке. Студенты хотели учить уму-разуму около выдающихся ученых, потому что если вы хотите иметься ученым, вы должны и учить около таких людей.
Но лакомиться и второй способ. немедленно наше министерство старается начинать по американскому пути — притащить науку в вузы. Они выделяют на это деньги, Но понятно, что процесс займет некоторое время. немедленно пытаются всеми силами отодвинуть Академию наук от взаимодействия с вузами. На выше- взгляд, это неправильно. Лучшие преподаватели — те, который сами занимаются наукой, потому что если вы немедленно получите знания о технологиях 20-летней давности, то, выйдя из вуза, не сможете продать себя на рынке труда.
Вы можете нарисовать изображение «студента будущего»?
Студент хотя будущего, хотя настоящего — это человек, кто обязан учить уму-разуму всю жизнь. Кагда вы оканчиваете институт, те знания, которые вы получили на первом курсе, уже устарели — настолько бойко они обновляются. Вы должны стать учить немедленно! учить уму-разуму самому, учить уму-разуму постоянно и, некогда всего, учить уму-разуму около жизни и самим описывать свои задачи. Кстати, в сегодняшнем докладе была озвучена интересная дума о том, что российские компании, пытаясь снизить издержки и избегать от налогов, начинают воздавать такую низкую зарплату своим рабочим, что рабочие не в состоянии подкупать инновационные продукты. Им не до инноваций, им бы свести концы с концами. И вот это непомерно важная материя — инновации-то рождаются от человека. Например, бунт Генри Форда . Он стал воздавать своим рабочим такие высокие зарплаты, что они сами могли покупать машины, которые производили. И автомобильная промышленность, которая ранее никакой роли не играла, стала рычагом необычайного подъема в экономике, а USA до сих пор 1 из лидеров в автомобильном бизнесе. И бунт Форда в том, что он сделал своих работников заинтересованными в том, что они производят.
А что надо исполнять для того, что в России стали развертываться инновации?
Во-первых, надо исполнять так, что бы людям хотелось гореть инновациями. если в середине 90-х годов в России жена молодежи хотела останавливаться предпринимателями, то ныне это менее 5% выпускников вузов. Почему? Потому что если королевство занимается тем, что сажает предпринимателей и создает в обществе лик предпринимателя как вора, насильника, рейдера, то чего вы хотите? Молодежь да и относится. И при этом создается имидж государства, которое борется со всеми этими гадами, а чиновники имеют несравненно большой почет в государстве и зарабатывают значительно больше. начинать и результат. гораздо хотят начинать выпускники? Все хотят в чиновники, Но чиновники не сделают инновационной экономики.
А во-вторых, надо исполнять так, что бы инновации стали востребованными, что бы бизнес и экономика были заинтересованы в этих инновациях. Но я думаю, что при таких ценах на нефть это навряд ли вероятно — и государству, и бизнесу нисколько не надо, им и да хорошо.
Вряд ли чиновники в состоянии содействовать развитию инновационной экономики. Но они могли бы пускай бы бы не мешать. необходимо убрать чиновников от регулирования инновационной деятельности. К сожалению, это необыкновенно непросто. Если, например, посмотреть постановление о Сколково, то это правило об отмене законов на территории поштучно взятого небольшого государства. Может быть, в Сколково вещь и получится, Но это не будит применимо ко всей России. Есть мнение, что Сколково — это план только для тех, который учится и живёт в Москве, а другим людям непроходимо сложно проходить в сей мир. Вы согласны с этим?
Нет, не согласен. Я общий считаю, что около Новосибирска больше шансов останавливаться успешным в плане инноваций. Он уже теперь более успешный, потому что он есть, а Сколково нет, Но я думаю, что и в будущем около Новосибирска много больше возможностей. пускай бы бы потому, что Сколково — самая дорогая почва в Московской области, и делать на этой земле научные организации, на выше- взгляд, довольно бессмысленно. А в Новосибирске снедать все — мегаполис, студенты и вузы, активно развивающиеся инновационные структуры. Там наибольшие в определенный момент шансы на инновационный прорыв.