Есть выдумка о том, что наша край движется к инновационной экономике. И басня о том, что высшее воспитание около нас опять колоссально неплохое. об этих и других мифах рассуждал в пространстве лектория «Контекст» ученый экономических наук, замдиректора Центра трудовых исследований госуниверситета Высшая учебное заведение экономики Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ.
— Одни говорят, что в российских школах деградировали, другие, что паки держат высота — характер обучения деградирует при…


  Зачем России столько людей с высшим образованием?

Есть выдумка о том, что наша сторона движется к инновационной экономике. И сказка о том, что высшее прогресс около нас еще раз сильно неплохое. об этих и других мифах рассуждал в пространстве лектория «Контекст» ученый экономических наук, замдиректора Центра трудовых исследований госуниверситета Высшая стиль экономики Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ.

— Одни говорят, что в российских школах деградировали, другие, что опять держат степень
— пошив обучения деградирует при переходе с более низких на более высокие ступени образования. Более того, с ходом времени образовательные достижения россиян систематически идут вниз. Так, международные обследования показывают, что по грамотности чтения в 2006 году учащиеся российских начальных школ занимали первое поприще в мире. очень неплохие показатели они демонстрировали да по математической и естественнонаучной грамотности – 9-е связка из 25. Но на уровне 8-го класса цифры начинают проседать, а при переходе на следующую степень образования — к 15-летним — край оказывается в нижней части распределения по всем показателям.

— Может, большое контингент образованных людей России и не надо?
— если край нуждается в некоем рывке, она нуждается и в некотором количестве лидеров, которые могли бы его обеспечить. если же загадка в том, что бы полнее извлекать уже имеющиеся достижения, подавляющее большая часть учащихся должны стяжать просто добротное образование.
незадолго в интегральном исследовании обобщили показатели разнообразных стран зa последние 30 годов (см. таблицу). В нем, и по доле лидеров, и по доле аутсайдеров, Россия оказывается типичным середняком и демонстрирует посредственные результаты, как в отборе и наделении самых талантливых и одаренных первоклассным образованием, да и в предоставлении этого самого добротного образования. На этом фоне всевозможные сплетня о построении в России инновационной экономики и только такого прочего выглядят не ужасно убедительно.

— Но снедать по крайней мере миф, что в российских вузах что учат.
— тогда Россия ни в каких международных исследованиях участия не принимала, Но поглощать основания полагать, что свойство высшего образования в стране в среднем ужасающее и, видимо, будит продолжать падать. если до начала переходного периода приблизительно 45% студентов учились не очно и 55% очно, то безотлагательно они как бы поменялись местами. К этому следует добавить, что на старших курсах 50 — 80% студентов совмещают учебу с работой и это тожественный отражается на качестве получаемых ими знаний и навыков.

— Это плохо?
— С точки зрения теории человеческого капитала подобное совокупление имеет одно безгранично важное следствие: в России высшее просвещение безумно дешевое, потому что основная доля затрат индивидуума на воспитание – потерянные заработки — получается необыкновенно незначительной и во многих случаях приближается к нулю. И в этом смысле род российского образования соответствует его стоимости – дешевое цивилизация – низкое качество.

— вкушать снова миф, что в последнее время следовательно дождь студентов, потому что мальчики идут в вузы, скрываясь от армии.
— Действительно, контингент студентов только растет: начиная с 90-х годов их число увеличилась в 2,7 раза. Но сей барыш невозможно объяснить ни демографическим факторам – с 2000-х годов состав молодежи уменьшается, ни армией. На причина призыва, по разумным оценкам, дозволительно отнести не больше 2 — 3% от общего контингента обучающихся в вузах. при отсутствии угрозы некоторый молодой человеки стали бы либо делать в вузы позже, либо пошли бы на заочные отделения, Но не отказались бы от получения высшего образования. К тому же начиная с 90-х желание на высшее просвещение между мужчин рос много медленнее, чем между женщин.
да что ныне существует тренд к тому, что бы охват высшим образованием рос и ширился, и ранехонько либо прот дипломы вузов получат от 60 до 75% молодежи. То лакомиться не исключено, что к середине века Россия будит владеть рабочей силой, которая на 2/3 состоит из обладателей вузовских дипломов.

— А столько выпускников вузов никому не нужно?
— В последние 10 годов отношение хлынувших на базар выпускников вузов и ссузов, по сравнению с работниками с более низким образованием, парадоксальным образом становится не хуже, а лучше. И требование на высококвалифицированную рабочую силу в 2000-е годы рос быстрее предложения. В итоге, при прочих равных условиях, лица с высшим образованием безотлагательно зарабатывают чуть не на 80% больше, чем лица со средним образованием. И высота безработицы для первых оказывается в три раза меньше.
Но при этом все и доза обладателей высшего образования, которая трудится не по профессии в России больше, чем в подавляющем большинстве стран, то вкушать человеческий имущество недоиспользуется.

— И к чему все это приведет?
— Получается, что по формальным характеристикам наша экономика обладает высококвалифицированной рабочей силой. Но враз род российского образования необыкновенно плохое, и это заставляет предположить, что поправка ситуации, которое наблюдалось в 2000-е годы, только как только передышка, и теперь мы подошли к черте, зa которой может начаться снижение экономической отдачи от образования и барыш масштабов недоиспользования рабочей силы.
и возможен сценарий, при котором внушение людей с высоким образованием будит намного опережать спрашивать на них, и тут-то они начнут падать на менее квалифицированные рабочие места и вытолкать в три шеи тех, который занимал их раньше. в то время это может принять покрой самоподдерживающегося процесса: человеки будут стяжать все более и более высокое образование, что бы не унижаться вниз, при этом они все и будут падать вниз, и при этом их обычай все и будит уцелеть экономически рациональным. вещь вроде ловушки, из которой непонятно, как и гораздо дозволительно выйти.
начинать и непонятно, что весь будит описывать собой общество, где 2/3 населения будит владеть высшим образованием, – исторических прецедентов покамест не было. Очевидно, что из высокопродуктивной экономики знаний в России может сформироваться экономика невостребованных или же псевдознаний.

— здравый вопрос: что ныне со всем этим делать?

— дозволительно было бы частично рационализировать ситуацию, если бы заработки, потерянные в процессе получения образования, превратились в настоящий элемент издержек и учеба перестала бы замечаться рекреационной деятельностью, оставляющей мочь для работы. Такое «удорожание» образования сбило бы неестественный требование на него и могло бы недавно приподнять его качество. Но жестокая реальность состоит в том, что сами учебные заведения не заинтересованы в ужесточении стандартов обучения и увеличении процента отсева: их финансовое закон зависит от количества студентов. А, учитывая демографическую яму, в которую вступает Россия, борьба среди вузами будит увеличиваться, и это обернется снижением стандартов образования.

Комментарии экспертов


Рашид ВЕЛЕМЕЕВ, совладелец группы компаний «Синдбад» и ISIC Россия:

— Нет нуль удивительного в том, что мы произвели кучу людей с дипломами и они продолжают доставать высокую зарплату: мы находимся в ресурсной экономике. степень заработной платы общий ни под каким видом не связан с производительностью труда. Кагда я договариваюсь о зарплате, я ориентируюсь только на рынок, а он создан экономикой нефтяной иглы, которая создает такие кривые зеркала, которые не поддаются никакому научному объяснению. Кстати, около меня в компании на дипломы заглядеться весь запрещено.

Александр КАРПОВ, начальник Центра экспертиз ЭКОМ:
— Диплом днесь работает как элемент статуса. И ценность, которую дает образование, – это значение статуса, какой то есть на рынке статусов и торгуется. В госорганах важно, снедать ли около тебя высшее образование, в вузах ты не можешь лежать доцентом, если около тебя нет степени — и таким образом оттуда вымываются квалифицированные практики. Мы ей-ей идем к тому, что бы превратиться в экономику псевдознаний.

Оксана ЖИРОНКИНА, ученый коновод проекта «Контекст»:
— Специфика российского образования не в том, что оно стало быть доступнее, а в том, что его цена мочь посчитать. строй бюджета российских вузов несравнима со структурой бюджета западных университетов. Российские выпускники, несмотря на согласие о том, что дешевизна высшего образования в России с лихвой окупает статус и, соответственно, зарплаты опосля получения диплома, в редких случаях делают перечисления в бюджет оконченных ими вузов. В то же время в западных университетах пожертвования выпускников составляют большую круг бюджета. вопрос не в доступности образования, а в устойчивой неприложимости экономического мышления к организации этой сферы. Менеджмент в образовании прежде носит самопальный характер.

Explore More

Торжественные мероприятия в честь Дня Победы в Челябинске

Сегодня в Челябинской области проходят мероприятия, посвященные 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Утро в южноуральской столице началось с традиционного возложения венков и цветов к Вечному огню на Аллее

На мать Цапка завели уголовное дело

Правоохранительные органы Краснодарского края собрали материал, зажиточный для возбуждения уголовного дела навстречу матери главы банды убийц 12 личность Уголовное труд было заведено на Надежду Цапок по статье «Мошенничество». как сообщили

Помощник президента отчитал Роскосмос за позицию по ГЛОНАСС

Помощник президента РФ Дима Приходько выразил сомнение по поводу реакции руководства Роскосмоса на утрату трех спутников ГЛОНАСС и критику со стороны президента Дмитрия Медведева, повествует РИА Новости. Он указал на