В канун Международного дня борьбы с коррупцией начальник администрации президента РФ Дима Нарышкин дал интервью «РГ»
Российская газета: Дима Евгеньевич, наша общество связана с одной из самых острых проблем в современном обществе — коррупцией. содержание невыносимо важная и очень актуальная для нашей страны. как бы вы оценили сегодняшний степень коррупции в России?Сергей Нарышкин: Вы абсолютно правы: вопрос страшно важная и острая. Говоря медицинским языком, разряд «зараженности» нашего общества…

В канун Международного дня борьбы с коррупцией коновод администрации президента РФ Дима Нарышкин дал интервью «РГ»
Российская газета: Дима Евгеньевич, наша общество связана с одной из самых острых проблем в современном обществе — коррупцией. содержание неимоверно важная и очень актуальная для нашей страны. как бы вы оценили теперешний высота коррупции в России?
Сергей Нарышкин: Вы абсолютно правы: вопрос вконец важная и острая. Говоря медицинским языком, ранг «зараженности» нашего общества этой болезнью очень высокая, Но о пандемии спич не идет.
Борьба с коррупцией обозначена главой государства в качестве приоритетной задачи. Напомню, что одним из первых решений Дмитрия Медведева на посту президента Российской Федерации был создан предложение при президенте по противодействию коррупции и принят Национальный расписание противодействия коррупции.
По поручению президента Российской Федерации я возглавляю президиум Совета. Это работник орган, предварительно которым стоят задачи координации антикоррупционных усилий государства и оперативного рассмотрения практических вопросов реализации государственной антикоррупционной политики.
В антикоррупционной работе надо учитывать неиспорченный разряд различных факторов, начиная от экономической ситуации в стране и заканчивая невысоким уровнем общественного правосознания.
Коррупция не является только российской проблемой, она не признает государственных границ. Причины и условия, порождающие коррупцию, едины для всех стран.
Поэтому мы тщательно анализировали международный эксперимент и постарались учесть наиболее удачные идеи наших зарубежных партнеров. Кстати, сегодня, 9 декабря, отмечается Международный число борьбы с коррупцией.
РГ: Насколько я понимаю, сей число учрежден ООН и отмечается во всем мире?
Нарышкин: Да, это так. В 2003 году Генассамблея ООН приняла Конвенцию ООН напротив коррупции и учредила Международный сутки борьбы с коррупцией, какой призван привлечь уважение мировой общественности к проблеме коррупции и роли Конвенции в предупреждении этого явления.
Хочу отметить, что Россия активно участвует в международных усилиях по противодействию коррупции под эгидой ООН. Мы в числе первых подписали ооновскую антикоррупционную Конвенцию и уже ратифицировали ее. Наша государство активно участвовала в разработке механизма оценки выполнения этой Конвенции. Кстати, в 2011 году России предстоит выучить такую оценку, подтвердить гармония национальной антикоррупционной системы требованиям мировых стандартов.
РГ: Говоря об антикоррупционных мерах, предпринимаемых в нашей стране, не могли бы вы подробнее осрамиться на том, что было сделано?
Нарышкин: По указанию президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева была существенно модернизирована законодательная основание противодействия коррупции.
В мае 2009 возраст президентом подписан часть указов о предоставлении сведений о доходах и имущественном положении государственными служащими и членами их семей, определен церемония их обнародования, а в сентябре 2009 возраст нормативно закреплен конструкция проверки достоверности и полноты таких сведений.
Созданная система декларирования является одним из ключевых элементов борьбы с коррупцией. Основная мишень этой работы — залог прозрачности доходов государственных служащих и членов их семей. Декларирование государственными служащими сведений о доходах и имущественном положении вызвало громадный общий резонанс. Данная профилактическая критерий является психологически сдерживающим фактором для российских чиновников, да как представленные весть становятся достоянием общественности и могут надевать официально проверены. при этом известный конструкция распространяется не только на чиновников, Но и на руководителей государственных корпораций.
Важной мерой предотвращения коррупционных правонарушений является антикоррупционная критика нормативных правовых актов и их проектов. В законе не должно сохраняться пробелов, создающих условия для коррупционных проявлений.
За шесть месяцев этого возраст органами прокуратуры и юстиции выявлено свыше 30 тысяч коррупциогенных положений в нормативных актах, большая часть из которых устранены.
В апреле этого возраст утверждена Национальная стратегия, а и обновленный Национальный образ действий противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Эти чета документа определяют основные направления антикоррупционной работы на всех уровнях государственного управления. Безусловным приоритетом стратегии и плана является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами — извещение и профилактика коррупции. На выше- взгляд, то есть последовательная действие превентивных антикоррупционных мер должна стоить основным инструментом в деле борьбы с коррупцией.
Благодаря последовательной модернизации законодательства нами создаются новые антикоррупционные механизмы.
РГ: Вы имеете в виду организацию государственных закупок?
Нарышкин: Безусловно, для нас гордо обеспечить эффективность процедур закупок для государственных нужд. Следует признать, что покамест сей процесс вызывает дождь вопросов. Эта круг является наиболее уязвимой с точки зрения коррупционных рисков.
Однако это характерно не только для нашей страны. Со сходными проблемами сталкиваются и страны Европы, и США. Только в этом году в Америке завершено испытание 29 больших уголовных дел, связанных с хищениями при осуществлении госзакупок сельхозпродукции и выделении бюджетных субсидий. Растут и масштабы этих преступлений.
Для решения подобных проблем в нашей стране президентом Российской Федерации поручено переработать Федеральный положение «О размещении заказов на поставки товаров, устройство работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», повысив ясность проведения торгов, заключения госконтрактов и установить четкие «правила игры», исключающие мочь возникновения коррупционных схем.
В целях информационной открытости аукционов в 2011 году в эксплуатацию будит введен общероссийский сайт для размещения информации о закупках, какой уже безотлагательно функционирует в пилотном режиме.
РГ: Дима Евгеньевич, кроме механизма декларирования доходов и совершенствования законодательства о госзакупках, какие кроме антикоррупционные меры реализуются в нашей стране?
Нарышкин: В июле этого возраст установлены новые правила работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов.
Во-первых, общество деятельности таких комиссий в настоящее время не ограничивается гражданской службой, а распространена на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. То глотать унифицирован регламент урегулирования конфликта интересов для всех видов государственной службы.
Во-вторых, предусмотрено обязательное покровительство в комиссиях представителей научных организаций, образовательных учреждений, общественных советов. Эта масштаб принята для того, что бы решения комиссий не сводились к да называемому «междусобойчику», а были максимально объективны.
Еще одно новость в деятельности комиссии касается замещения бывшими государственными служащими должностей в коммерческих организациях.
Теперь бывшему государственному служащему, если он планирует продолжить трудиться в коммерческой структуре, обязательно нужно получить дружба комиссии. поручение по конфликту интересов изучит его обязанности по предыдущей должности и установит, имели ли они непосредственное положение к структуре, в которой он планирует овладевать должность. В случае если заслуженный быль будит установлен, то совет вправе нельзя ему трудоустройство по соответствующей должности на промежуток до двух лет. Только в третьем квартале этого возраст комиссиями государственных органов субъектов России рассмотрено 53 подобных материала.
Однако большая часть заседаний комиссий все же были связаны с рассмотрением вопросов о несоблюдении служащими ограничений и запретов, предусмотренных на государственной службе. зa первое полугодие комиссиями федеральных госорганов выявлено 1882 нарушения, к ответственности привлечено 460 федеральных госслужащих.
Кроме этого, в каждом федеральном государственном органе, а да органах государственной начальство субъектов были созданы подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Эти подразделения обеспечивают деятельный комиссий по соблюдению требований к служебному поведению, проводят проверку достоверности сведений о доходах и имущественном положении чиновников, занимаются правовым просвещением федеральных государственных служащих и консультированием по вопросам применения антикоррупционного законодательства.
Задачи, выполняемые подразделениями профилактики, вконец ответственные. Очевидно, что сотрудники этих подразделений должны иметь необходимым уровнем подготовки, а да набором профессиональных знаний и навыков. В этой связи в сентябре-ноябре на базе Российской академии народного хозяйства и государственной здание при президенте Российской Федерации прошли воспитание 500 сотрудников подразделений профилактики государственных органов. Это, конечно, немного, Но как представляется это колыбель пути, в 2011 году воспитание будит продолжено.
Важный вопрос, какой нам удалось решить в последнее время — ручательство доступа населения к информации о работе судов.
В соответствии с как-то принятым законом сплетня обязаны размещать на своих официальных сайтах всю информацию по текущим делам. определенный правило ориентирован на информирование граждан, залог прозрачности деятельности судебной системы и принимаемых судами решений.
Создан одинаковый информационный портал, на котором размещена информация о работе всех федеральных судов общей юрисдикции. подобный чин уже действует в системе арбитражного судопроизводства.
РГ: Дима Евгеньевич, говоря о планах на ближайшее время, какие нововведения нас ожидают в сфере антикоррупционного законодательства?
Нарышкин: Нами подготовлен комплексный законопроект, касающийся изменений действующего антикоррупционного законодательства.
Среди его основных новаций дозволено выделить следующие.
Во устройство поручения президента предполагается последний обличие уголовного наказания зa коррупционные преступления — кратный штраф.
Размер штрафа будит варьироваться в зависимости от суммы взятки и тяжести последствий совершенного деяния. Максимальный величина штрафа — стократная количество взятки.
Еще одна книга — введение новой статьи в Уголовный книга «посредничество во взяточничестве».
Ни для кого не секрет, что «квалифицированные коррупционеры» дюже почасту используют услуги различного рода посредников. В целях пресечения подобных коррупционных схем комиссионер во взяточничестве будит привлекаться по отдельной уголовной статье.
В законопроекте предлагается паки одно перемена — криминализация ответственности иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций зa коррупционные преступления.
После рассмотрения законопроекта на заседании президентского Совета по противодействию коррупции он будит внесен в Федеральное Собрание.
РГ: В новом законопроекте предусматриваются изменения, связанные с представлением сведений о доходах наших парламентариев? Я имею в виду не только федеральный, Но и региональный уровень?
Нарышкин: С учетом особого статуса депутатов и сенаторов законопроектом предполагается изделие в каждой палате Федерального Собрания специальной парламентской комиссии, которая, собственно, и должна будит смотреть вопросы, связанные с представлениями парламентариями сведений о доходах. Эта забота да будит смотреть поступившие жалобы на недостоверность представленных сведений об имущественном положении депутатов и сенаторов. весть о доходах парламентариев будут предоставляться не позднее 1 апреля на тех же основаниях, как это предусмотрено антикоррупционным законодательством для госслужащих.
Кроме этого, в законопроекте затронут аспект унификации прав, обязанностей, ограничений и запретов на всех уровнях власти, включая как региональный, да и муниципальный.
Таким образом, вся властная вертикаль будит делать на основании единых антикоррупционных правил.
РГ: На ваш взгляд, насколько эффективно пресекаются коррупционные преступления в нашей стране?
Нарышкин: Правоохранительные органы ориентированы на масштабную работу по предотвращению коррупции в стране.
Сейчас не время погони зa валовыми показателями, достигаемыми массовыми «посадками» мелких мздоимцев.
И государство, и сообщество заинтересованы в комплексной и бескомпромиссной борьбе со всеми проявлениями коррупции.
Определенные результаты уже есть.
Возросло число выявленных коррупционных преступлений, совершенных в крупном либо отдельно крупном размере.
За 10 месяцев этого возраст органами правопорядка выявлено более одиннадцати тысяч преступлений, связанных со взяточничеством. Более трех с половиной тысяч индивидуальность осуждено. следствие взяток по преступлениям данной категории превысила полмиллиарда рублей.
Зарегистрировано чуть не полторы тысячи преступлений, связанных с коммерческим подкупом, на сумму более 150 миллионов рублей, осуждено 250 человек.
Конечно, все эти цифры в достаточной мере показательны, Но одним из ключевых принципов организации противодействия коррупции в нашей стране должно останавливаться соединение правоохранительных мер с профилактическими мероприятиями.
Необходим туземец перемена общественного сознания — образование в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции.
РГ: Почему, несмотря на предпринятые меры, индекс уровня коррупции в нашей стране, по мнению некоторых международных структур, ухудшается год от года?
Нарышкин: Я с уважением отношусь к этим структурам, которые занимаются исследованиями проблем коррупции. при всем том мысль ранжирования стран по уровням коррупции и вместе распределения неких мест вызывает определенное неприятие. около меня создается впечатление, что лица, которые распределяют места в подобных списках, исходят из неких субъективных критериев и не базируются на научной основе.
Конечно, существует нужда постоянного мониторинга, в том числе через оценки общественного мнения об эффективности наших антикоррупционных усилий. Такая изделие безотлагательно активно разворачивается. В различных регионах страны осуществляется социологическое исследование, охватывающее объемистый область респондентов, в целях объективной оценки эффективности принимаемых антикоррупционных мер. Данное книга осуществляется Общероссийским общественным фондом «Общественное мнение». По его результатам будут начинать адресные меры, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции, а и корректироваться нормативная база.
РГ: Дима Евгеньевич, как осуществляется взаимодействие нашей страны с международными организациями по проблеме противодействия коррупции?
Нарышкин: В целом на международном направлении мы гораздо усилили свои позиции. Россия предпринимает системные меры в рамках международного сотрудничества по борьбе с коррупцией. Ратифицированы договор ООН по транснациональной оргпреступности, в рамках Совета Европы мы присоединились к Конвенции об уголовной ответственности зa коррупцию. В настоящее время вместе с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) активно прорабатывается урок о присоединении к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.
В 2008 году Группой государств напротив коррупции (ГРЕКО), был проведен испытание российской системы противодействия коррупции и ее соответствия антикоррупционной конвенции Совета Европы. Эксперты ГРЕКО высказали 26 рекомендаций по различным аспектам противодействия коррупции.
Совсем только что в ходе пленарного заседания ГРЕКО Российская общество защитила ответ о выполнении этих рекомендаций. Практически все рекомендации выполнены Россией весь либо частично. Российский известие был высоко оценен экспертами. отдельно было отмечено, что Россией проделана масштабная занятие в этом направлении.
Серьезное уважение уделяется организации международного сотрудничества по антикоррупционным проблемам в рамках да называемых «Большой восьмерки», «Большой двадцатки», а да Содружества независимых государств.
Взаимодействие с ГРЕКО, а и с другими международными антикоррупционными институтами будит продолжено.
РГ: Хотелось бы обсудить с вами вторично 1 вопрос. около меня создается впечатление, что состязание с коррупцией в нашей стране сводится к «хватанию зa руку» чиновников самими чиновниками. неужто это эффективно?
Нарышкин: Не разделяю вашу позицию. В последнее время мы активно привлекаем институты гражданского общества к вопросам борьбы с коррупцией.
В заседаниях президентского Совета по противодействию коррупции на постоянной основе принимают покровительство представители общественных организаций и научного сообщества, в том числе регионального уровня. Их покровительство позволяет взглянуть на коррупцию чрез призму общественного восприятия этой проблемы.
Еще одной площадкой для реализации совместных усилий является покровительство независимых экспертов, представителей гражданского общества в антикоррупционной экспертизе.
В настоящее время более 800 таких экспертов аккредитовано Минюстом России в этом качестве. Их покровительство в этой работе требует определенного уровня подготовки. В этой связи российским правительством организуется воспитание членов общественных объединений, участвующих в реализации мероприятий по противодействию коррупции, и независимых экспертов, которые проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.
Администрация президента России не является исключением, независимые эксперты нами и привлекаются к работе по антикоррупционной экспертизе .
И к тому же 1 аспект участия населения в реализации государственной антикоррупционной политики. Впервые президентом страны была предложена действие открытого обсуждения обществом проекта нового закона «О полиции», и это процедура, безусловно, себя оправдала.
На днях президентом России поручено определить процедуру общественного обсуждения всех социально значимых федеральных законов. Не вызывает сомнений, что бес опоры на гражданское сообщество борение с коррупцией малоэффективна.
РГ: И заключительный вопрос. На ваш взгляд, что следует делать расчет главным звеном противодействия коррупции в нашей стране?
Нарышкин: Самое суть — наше сообщество должно объединиться для борьбы с коррупцией. Для успеха необходим перемена в общественном сознании. В этой связи гордо создать условия, при которых около людей будит зарождаться антагонизм к коррупции. всякий мещанин должен, в конце концов, понять, что недопустимо достигать решения проблем через дачи взятки чиновнику.
Коррупция угрожает нашему обществу да же, как терроризм или же наркомания. Коррупция — это существенное препона для экономического роста и развития страны, полное игнорирование интересов общества, преимущественно его незащищенных слоев.
Поэтому огромную занятие в деле борьбы с коррупцией играет правовое просвещение. около граждан не должно складываться понимание, что коррупция непобедима.
Как сказал правитель Российской Федерации: «Коррупция должна присутствовать не просто незаконной. Она должна случаться неприличной».