Результаты переписи адыгов будут известны к 2011 году

Единое для всех адыгов слово позволит черкесскому народу консолидироваться, считает ученый-филолог из Кабардино-Балкарии Борис Бижоев. Идею «Один племя — одно имя — одно будущее» поддерживает и начетчик из Карачаево-Черкесии Зауаль Ионов. По мнению помощника члена Совета Федерации в Адыгее Асфара Куека, состав черкесов в Адыгее по итогам переписи должно возрасти, а число адыгейцев и кабардинцев — наоборот, уменьшиться.Напомним, Всероссийская перепись населения прошла с 14 по 25…


  Результаты переписи адыгов  будут известны к 2011 году

Единое для всех адыгов имя позволит черкесскому народу консолидироваться, считает ученый-филолог из Кабардино-Балкарии Борис Бижоев. Идею «Один язык — одно имя — одно будущее» поддерживает и начетчик из Карачаево-Черкесии Зауаль Ионов. По мнению помощника члена Совета Федерации в Адыгее Асфара Куека, число черкесов в Адыгее по итогам переписи должно возрасти, а число адыгейцев и кабардинцев — наоборот, уменьшиться.

Напомним, Всероссийская перепись населения прошла с 14 по 25 октября. До начала Всероссийской переписи населения 2010 возраст общественные организации Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи обратились ко всем адыгам с призывом извлекать единое имя «черкес» и долг свою народ в переписных листах под этим этнонимом
«Задолго до того, как началась перепись, проходили дискуссии, как себя записать», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» правитель сектором кабардино-черкесского языка Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований (КБИГИ), ученый филологических наук Борис Бижоев.

По его словам, никакой определенности не было, некоторый не знали, что делать, а нынешняя ситуация, Кагда одна прием адыгов записана кабардинцами, другая — черкесами, третья — адыгейцами, настолько прочно укрепилась в сознании, что некоторый не понимают, в чем проблема и почему человеки весь поднимают эту проблему.

«Причем этого не понимают и сами адыги, и некоторый в федеральном руководстве. Некоторых чиновников это даже раздражает, дескать, вносится сумятица. Внутри самого этноса тожественный были разногласия. Некоторые говорили: нам всем приходится записаться адыгами, другие говорили, что приходится записаться черкесами, третьи предлагали более мудреный разночтение — адыг-черкес, адыг-кабардинец. В итоге получилось больно уму помрачение разнообразных вариантов», — говорит Борис Бижоев.

«Я не знаю, какие будут результаты, Но по информации статистиков, было около тридцати различных самоназваний, которых могли позволить себе извлекать адыги. Ни около одного народа России не оказалось столько вариантов», — отмечает ученый.
Он подчеркивает, что другие народы знают адыгов больше под названием «черкес». то есть под этим названием они вошли в художественную литературу, в книга путешественников, в науку, все адыги, проживающие зa рубежом, называют себя черкесами.

«Поэтому, если вещь и подбирать для общего самоназвания, то это должно иметь название, под которым нас знают в мире. Конечно, это «черкес», — убежден Бижоев.

Отвечая на вопрос, каким образом адыги, проживающие на Северном Кавказе, оказались разделенными на три автономии, Борис Бижоев пояснил, что к тому времени, Кагда установилась Советская власть, адыги уже были разделены. «Адыги на Кубани входили в Кубанскую область, кабардинцы были включены в Терскую область, а адыги, проживающие на территории современной КЧР, включались то в одну, то в другую из них. Таким образом, ко времени установления Советской начальство адыги уже компактно не жили, среди ними заселились некоторый другие народы», — говорит Бижоев.

По его мнению, это следствие Кавказской войны, в ходе которой большая часть адыгского народа было вынуждено мигрировать в Османскую империю.

«Когда установилась Советская власть, образовались три различные автономии адыгов. Я думаю, это не было сделано специально, что бы нас разделить. если бы в те времена между адыгов оказались люди, знающие нашу историю, и уже в то время подняли бы задание объединения адыгов в одну автономию, думаю, фокус не стал бы возражать. Но процесс в том, что от адыгов тут такая начало не исходила», — отметил Бижоев.

Говоря о перспективе объединения адыгов в одну автономию, Борис Бижоев отметил, что не исключает такую возможность. «Ничего невозможного нет. Другое сделка – насколько это легко, или же сложно», — говорит ученый.

О том, что он весь поддерживаю идею «Один толпа — одно имя — одно будущее», заявил и исполняющий обязанности директора Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований при правительстве КЧР Зауаль Ионов.

«Перепись — это 1 из механизмов реализации данной идеи. Но поскольку долголетнее административное раздвоение дает свои плоды, ни один человек не желает избегать от своих этноназваний, добро бы около всех около них самоназвание — адыги. Мы, адыги, больше известны другим народам как черкесы, по-этому логично записываться черкесами», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Зауаль Ионов.

Он считает, что перепись – это застрельщик остановка осознания того, что все адыги должны объединиться под единым названием «черкесы». «В то же время я понимаю, что это нельзя исполнять сразу. Считаю, что те, который записался как «кабардинец-черкес», сделали правильно, учитывая психологическое имущество тех, который всю свою проживание носил этноназвание «кабардинец». Они просто психологически не готовы отказаться от своего этноназвания», — говорит магистр из Крачаево-Черкесии.
Он считает, что, возможно, потом, Кагда будут предприняты реальные шаги для того, что бы все адыги объединились под общим названием «черкесы», все перейдут на это этноназвание. «Я считаю, что это возможно, Но случится не да быстро. Может быть, в следующей переписи уже все запишутся черкесами», — говорит Зауаль Ионов.

Он наводит на то, что во время предыдущей переписи была другая тенденция. «Несколько сот муж записались адыгами. как самоназвание дозволено было бы всем извлекать и это самоназвание. И было бы меньше возражений от тех же кабардинцев. Но, как известно, в номенклатуре народа нет такого этнонима как адыги — потреблять адыгейцы, черкесы, кабардинцы. по-этому безотлагательно предпочтительнее этноназвание «черкесы», — отмечает Зауаль Ионов.

Он склонен считать, что тот факт, что некоторый кабардинцы записались как «кабардинцы-черкесы», говорит о том, что уже происходит переходный остановка к единому этноназванию — «черкесы».

Помощник члена Совета Федерации в Адыгее Асфар Куек, в свою очередь, говорит, что заранее переписи-2010 не удалось обманывать разъяснительную работу с жителями республики со страниц и экранов республиканских СМИ относительно этнонима «адыгейцы». Он и считает, что его следует заменить на единое — «черкесы».

«Поэтому неизвестный указал себя как «черкес», некоторый как «адыгеец». Но, на выше- взгляд, контингент черкесов в Адыгее должно возрасти по итогам переписи, а вот цифра адыгейцев и кабардинцев — наоборот, уменьшиться. день тех, который записал себя, как шапсуг, по-моему, останется на прежнем уровне», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Асфар Куек.

По словам председателя общественного движения «Адыгэ хасэ»Арамбия Хапая, какой выступил одним из инициаторов записи адыгов под единым этнонимом «черкес», участники движения вдобавок не уточняли причина переписи по этому вопросу.

«В Адыгее распространено три варианта этнонима, под которыми записываются жители республики – «адыг», «черкес» и «адыгеец», — сказал Хапай. – Последнее не правильно. да же, как нет национальности «азербайджанец», «дагестанец», «россиянин» — это общее слово жителей этих стран и регионов. Относительно переписи дозволительно сказать, что жители Адыгеи, скорее всего, записались смешанно, используя все три варианта».

Отметим, что существует в республике и новый воззрение на поднятый вопрос.
«Адыги и черкесы, на выше- взгляд, практически синонимы. Нет такой национальности «черкесы». Это объединенные адыги. да же, как и нет такой национальности, как казаки. потреблять русские», — считает вождь Управления по туризму и природным ресурсам администрации Майкопского района Адыгеи Иван Бормотов.

Президент Лиги мира Адыгей Нальбий Чеучев считает, что пара понятия – и «адыги», и «черкесы» – правомочны. «Но будит правильнее, если адыги будут приказывать свою народ как адыги, а в скобках заносить «черкесы». мнение «адыги» шире, чем «черкесы»», — говорит Нальбий Чеучев.

Однако с учеными и лидерами черкесских организаций не В любое время согласны обычные жители республики. «Думаю, что пропаганда в таких случаях не нужна, — поделился мнением 35-летний терапевтАюб Джандар из Адыгейска. – круг возмужалый прислуга обязан точно знать историю своей страны, своего народа, своей семьи. Он единовластно обязан выучить исторические материалы о своем этнониме, которых переставать в Интернете, книгах. И самостоятельно обязан решить, что он хочет, что выбирает».

«Мне кажется, все равно, под каким этнонимом мы запишемся – адыги, черкесы, кабардинцы, шапсуги, главное, что нас не должно стоить меньше», — сказала 21-летняя майкопчанка Аида Белимготова.

Отметим, что утверждать о точных данных, по вопросу, как указали свою нация жители всех трех республик в опросных листах, опять рано. «Они будут известны чуть в мае 2011 года», — пояснил воротила Адыгеястата Нурбий Беданоков. Ранее в Федеральной службе государственной статистики (Росстате) корреспонденту «Кавказского узла» сообщили, что причина о численности населения Северного Кавказа и юга России, собранные по результатам переписной кампании, станут известны к 2012 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *